Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа с. Чапаевское отдела образования по Жаксынскому району управления образования Акмолинской области»
"Ақмола облысы Білім басқармасының Жақсы ауданы бойынша білім бөлімінің Чапаев ауылының жалпы білім беретін мектебі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок рельеф и полезные ископаемые

21.02.2017

Урок № 44                                                     Дата  20.02.2017                                                        7 класс

География       

Тема: Рельеф  и

полезные ископаемые Северной Америки

 

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии

рельефа Северной Америки.

 

Образовательные:

·        

продолжать формировать у учащихся знания о природе

Северной Америки;

·        

сформировать представления о рельефе, геологической

истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;

·        

продолжить формирование умений устанавливать

причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической

информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

·        

продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;

·        

продолжить развивать интеллектуальные способности –

критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 Воспитательные:

·        

развивать гордость и уважение за природное наследие

Земли;

·        

способствовать формированию чувства прекрасного и

развитию кругозора.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник (География материков

и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений), физическая карта Северной

Америки, атласы для 7 класса,  мультимедийная

презентация, раздаточный материал.

 

Структура

урока:

1. Организация класса – 2 минуты.

2. Контроль знаний учащихся – 10 минут.

3. Изучение нового материала – 18 минут.

4. Закрепление – 7 минут.

5. Домашнее задание – 1 минута

6. Рефлексия – 2 минуты

 

Ход урока

 

I.                  

Организационный момент

 

Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли

у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные

карты, тетради, раздаточный материал.

И так, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной

Америки. Что вы уже знаете об этом материке?

Учитель – на прошлом уроке мы с вами начали изучать Северную Америку и узнали

географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько

раз этот континент открывали.  Перед тем, как изучить

новый материал, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.

 

2. Опрос

домашнего задания: 10 минут

 

Задание №1. 

Разминка. (Приложение №1)

Нужно

дать быстрый ответ

 

1.

Какова площадь материка Северная Америка? – 24,2 мл. км

2.

Какое место занимает материк по площади? – 3

3.

Какие материки больше по площади? – Евразия, Африка

5.

Какие животные обитают в Северной Америки – Кайот, гризли, черная норка

6.

Какие океаны и моря омывают Северную Америку? – Тихий, Атлантический, Карибское

море, Лаблрдор, Баффина

 

Учитель – Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты

располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №2, (Приложение

№2), которое у вас на партах на листочках. Перед вами кроссворд. Кроссворд

будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся

атласами. Читаем первый вопрос.

Ученики  последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд

. Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в

презентации.

 

Вопросы кроссворда:

1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны

(Панамский)

2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)

3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)

4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)

5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии

(Берингов)

6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)

 

Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с

вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит

выполнить второе задание, так как не все географические объекты были затронуты,

выполняя первое задание, разгадывая кроссворд.

 

Задание №3.

Учитель – Приступаем к третьему заданию (Приложение №3). Перед вами контурная карта Северной Америки, на

которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка. Ваша задача –

написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для

оценки "отлично" вам необходимо определить правильно все пять

объектов. Приступайте к выполнению работы. Время пошло.

1.      Кордильеры

2.     

Остров Гренландия

3.     

Полуостров Лабрадор

4.     

Гудзонов залив

5.      Аппалачи

Ученики заполняют

карточки.

Учитель –  время

вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

(учитель спрашивает несколько учеников: что написал под номером 1 ты…., а что

ты…, а что ты…и т.д.). Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на

карточке. 

 

  1. Изучение нового материала. 18 минут

 

Учитель: и так, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь

переходим к изучению новой темы.  Как вы думаете,

какова будет тема сегодняшнего урока?

Ученики отвечают

на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).

Учитель – Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы

изучаем "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки".

IV. Цель нашего урока:

познакомиться с тектоническим строением, разнообразием рельефа и полезными

ископаемыми  Северной Америки.

 Учитель

– Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины

разнообразия рельефа и полезных ископаемых, 

узнаем основные формы и объекты рельефа материка.

 

4. Работа над темой.

Учитель – Равнины занимают большую часть площади материка и

размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и

восточном побережье. Таким образом Северную Америку условно можно поделить на Равнинный

центр, Высокогорный запад и Низкогорный восток.

Центр: Великие равнины

серией уступов переходят в Центральные равнины. Высоты от 500м.на за востоке

до1700м. на западе. Центральные равнины имеют относительно выровненную

поверхность.

Запад: Кордильеры:

Скалистые горы,   Каскадные горы,    Береговые хребты,    Большой Бассейн,    Аляскинский хребет. В результате  столкновения Северо-Американской и

Тихоокеанской литосферных плит происходит погружение океанической плиты под

материковую, край континентальной плиты сминается в складки, поэтому здесь

образуется складчатый пояс или горы, происходят землетрясения, извержения

вулканов.

Восток: Восток: горы

Аппалачи . Наивысшая точка г.Митчелл 

2037м.

 

Откроем карту атласа "Строение земной коры"

на странице __ и посмотрим на тектоническую карту. Итак, весь материк можно

условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Какова

особенность строения земной коры материка?

Ученики отвечают (Строение земной коры: под горами - области складчатости и

границы литосферных плит, а под равнинами - литосферные

плиты, платформы. 

Полезные ископаемые - в горах преобладают

магматические, а на равнинах преобладают осадочные полезные ископаемые.)

Учитель – Правильно, западная часть материка относится к

средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на

границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Какие плиты столкнулись

(Тихоокеанская

и Северо-Американская), каков результат этого столкновения (КОЛЬДИЛЬЕРЫ)

Учитель – Теперь обратите внимание на восточную часть

материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах

древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? (отвечают

ученики).  Не может (Почему

не может?), значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А

восточная окраина Северной Америки к чему относится? (Верно, к области древней

складчатости). Ученики отвечают. 

 

Учитель – А теперь сопоставим карту "Строение земной

коры" с "Физической картой Северной Америки". Не закрывая

страницу, откройте страницу  атласа.

Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости?

Ученики отвечают.

Учитель: правильно, это горная цепь Кордильер.

Давайте немного отдохнем, разомнем ноги и спину и посмотрим

небольшой видеоролик

 

А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь

схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую

вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры. Запишите

названия форм рельефа в листочках. Какие формы рельефа соответствуют древней

платформе? Запишите названия форм рельефа в тетрадь.

Ученики заполняют схему в тетради, и такая

же схема находится на слайде как образец.

Учитель: Итак, теперь давайте проверим, что 

относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к

платформе.

Какие формы рельефа соответствуют средней и новой

складчатости? (Кордильеры, Береговые хребты, Скалистые горы)

Ученики делают вывод, отвечая на вопрос: какая

существует взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и размещением

полезных ископаемых?

Ответ: древней платформе в рельефе соответствуют

равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые, средней и новой

складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные

ископаемые, древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам

Молодцы!

 А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и

разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.

Учитель: конечно

уникален и разнообразен, но не только формами рельефа, но и полезными

ископаемыми. Посмотрите на экран!

(Показ слайдов и их комментарий):

Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами,

которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер

сползают с гор прямо в море. Кордильеры  богаты как осадочными (нефть,

природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми

(руды цветных металлов, золото, урановые руды)

 Аппалачи сильно

разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины

округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные

руды и каменный уголь.

В

осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много

нефти, природного газа, каменного угля.

На

севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются

месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.

 

Вывод: В основе строения

земной коры материка Северной Америки лежит древняя Северо-Американская

платформа и складчатые пояса разного возраста. В рельефе платформам

соответствуют равнины, складчатым поясам – горы.  Строение земной коры повлияло на

размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые

размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых

поясах.

 

 Учитель –  но мы с вами еще не

со всеми уникальными объектами Северной Америки познакомились. Давайте

посмотрим на экран и познакомимся еще с некоторыми уникальностями материка.

(Некоторые ребята получали дополнительное задание на дом).

Пожалуйста, расскажи

нам о Долине смерти!

(Бакиров Рустам),

На юго-западе США находится огромная долина, названная

Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь

погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали

местности и не смогли отыскать выход из Долины.

(Ахматдинов

Руслан)

В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая

длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то

населявшей эти пещеры.

(Кортиков Кирилл)

На материке находится и Большой каньон – огромное

ущелье глубиной до 1800

метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на

прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.

(Балацко Влад)

Между хребтами скалистых гор расположено

Йеллоустонское вулканическое плато - одно из природных чудес Северной Америки,

где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников

 

Спасибо ребята за интересную информацию об уникальных объектах

материка! Не правда ли, как это интересно! Но есть еще одна уникальность Северной

Америки. А теперь вопрос: какая высшая точка материка находится в северной части

Кордильер и как она называется? Какова ее высота?

 

VI. Закрепление. 7 минут

И так, мы с вами познакомились с рельефом Северной Америки и полезными

ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколько вы

усвоили эту тему!

(учитель задает вопросы):

1. Какая часть материка относится к средней и новой складчатости(Кордильеры),

а какая к древней (Аппалачи)?

2. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Почему? (не

может, платформа – устойчивый участок земной коры)

3. Какие полезные ископаемые преобладают на территории материка? (Уголь,

нефть, золото, железные руды)

Молодцы!

 

А теперь, для закрепления знаний пройдем тест.

(Сначала ребята решают тест самостоятельно, а потом зачитывают

вопросы и ответы и тест проверяется на экране.)

1. К горам

древней складчатости относятся:

 а) Скалистые

горы б) Береговые хребты в) Каскадные горы г) Аппалачи

2. В какой части

материка находится его высшая точка?

а) северо-запад б) северо-восток в) юго-запад г)

юго-восток

3. Стык двух

литосферных плит находится на ... материка

 а) востоке б)

юге в) западе г) севере

4. Высота высшей

точки материка превышает:

а) 5000

м б) 4000

м в) 3000

м г) 6000

м

5. Какая из этих

форм рельефа находится в пределах древней платформы?

 а) Кордильеры

б) Аппалачи в) Центральные равнины г) Скалистые горы 

(проверка теста)

Молодцы ребята! 

Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы усвоили

данную тему «Рельеф  и полезные

ископаемые Северной Америки», вы должны дома прочитать параграф учебника

 

Домашнее задание – 2 минуты

прочитать §  30

стр. 119

Нанести на контурную карту Северной Америки  формы и объекты рельефа, и  полезные ископаемые.

Учитель – Молодцы, ребята. Вы

хорошо поработали сегодня на уроке.

Выставление оценок

 

Рефлексия. 1

минута

Учитель – Мне очень

понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у

меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко на слайде. А теперь

давайте проверим, какое же у вас сложилось впечатление от нашего урока сегодня!

У вас на партах лежат карточки со смайликами! Пожалуйста, поднимите ту

карточку, к сюжету которой подходит ваше настроение больше!

Учитель – Сдайте тетради и листочки с выполнимыми

заданиями. Спасибо за урок!!!!

 

 

Просмотров: 335

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст