Урок № 44 Дата 20.02.2017 7 класс
География
Тема: Рельеф и
полезные ископаемые Северной Америки
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии
рельефа Северной Америки.
Образовательные:
·
продолжать формировать у учащихся знания о природе
Северной Америки;
·
сформировать представления о рельефе, геологической
истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
·
продолжить формирование умений устанавливать
причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической
информации, в том числе и с географическими картами.
Развивающие:
·
продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
·
продолжить развивать интеллектуальные способности –
критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
·
развивать гордость и уважение за природное наследие
Земли;
·
способствовать формированию чувства прекрасного и
развитию кругозора.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник (География материков
и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений), физическая карта Северной
Америки, атласы для 7 класса, мультимедийная
презентация, раздаточный материал.
Структура
урока:
1. Организация класса – 2 минуты.
2. Контроль знаний учащихся – 10 минут.
3. Изучение нового материала – 18 минут.
4. Закрепление – 7 минут.
5. Домашнее задание – 1 минута
6. Рефлексия – 2 минуты
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли
у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные
карты, тетради, раздаточный материал.
И так, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной
Америки. Что вы уже знаете об этом материке?
Учитель – на прошлом уроке мы с вами начали изучать Северную Америку и узнали
географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько
раз этот континент открывали. Перед тем, как изучить
новый материал, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.
2. Опрос
домашнего задания: 10 минут
Задание №1.
Разминка. (Приложение №1)
Нужно
дать быстрый ответ
1.
Какова площадь материка Северная Америка? – 24,2 мл. км
2.
Какое место занимает материк по площади? – 3
3.
Какие материки больше по площади? – Евразия, Африка
5.
Какие животные обитают в Северной Америки – Кайот, гризли, черная норка
6.
Какие океаны и моря омывают Северную Америку? – Тихий, Атлантический, Карибское
море, Лаблрдор, Баффина
Учитель – Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты
располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №2, (Приложение
№2), которое у вас на партах на листочках. Перед вами кроссворд. Кроссворд
будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся
атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд
. Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в
презентации.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны
(Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии
(Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)
Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с
вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит
выполнить второе задание, так как не все географические объекты были затронуты,
выполняя первое задание, разгадывая кроссворд.
Задание №3.
Учитель – Приступаем к третьему заданию (Приложение №3). Перед вами контурная карта Северной Америки, на
которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка. Ваша задача –
написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для
оценки "отлично" вам необходимо определить правильно все пять
объектов. Приступайте к выполнению работы. Время пошло.
1. Кордильеры
2.
Остров Гренландия
3.
Полуостров Лабрадор
4.
Гудзонов залив
5. Аппалачи
Ученики заполняют
карточки.
Учитель – время
вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.
(учитель спрашивает несколько учеников: что написал под номером 1 ты…., а что
ты…, а что ты…и т.д.). Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на
карточке.
Учитель: и так, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь
переходим к изучению новой темы. Как вы думаете,
какова будет тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают
на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Учитель – Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы
изучаем "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки".
IV. Цель нашего урока:
познакомиться с тектоническим строением, разнообразием рельефа и полезными
ископаемыми Северной Америки.
Учитель
– Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины
разнообразия рельефа и полезных ископаемых,
узнаем основные формы и объекты рельефа материка.
4. Работа над темой.
Учитель – Равнины занимают большую часть площади материка и
размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и
восточном побережье. Таким образом Северную Америку условно можно поделить на Равнинный
центр, Высокогорный запад и Низкогорный восток.
Центр: Великие равнины
серией уступов переходят в Центральные равнины. Высоты от 500м.на за востоке
до1700м. на западе. Центральные равнины имеют относительно выровненную
поверхность.
Запад: Кордильеры:
Скалистые горы, Каскадные горы, Береговые хребты, Большой Бассейн, Аляскинский хребет. В результате столкновения Северо-Американской и
Тихоокеанской литосферных плит происходит погружение океанической плиты под
материковую, край континентальной плиты сминается в складки, поэтому здесь
образуется складчатый пояс или горы, происходят землетрясения, извержения
вулканов.
Восток: Восток: горы
Аппалачи . Наивысшая точка г.Митчелл
2037м.
Откроем карту атласа "Строение земной коры"
на странице __ и посмотрим на тектоническую карту. Итак, весь материк можно
условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Какова
особенность строения земной коры материка?
Ученики отвечают (Строение земной коры: под горами - области складчатости и
границы литосферных плит, а под равнинами - литосферные
плиты, платформы.
Полезные ископаемые - в горах преобладают
магматические, а на равнинах преобладают осадочные полезные ископаемые.)
Учитель – Правильно, западная часть материка относится к
средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на
границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Какие плиты столкнулись
(Тихоокеанская
и Северо-Американская), каков результат этого столкновения (КОЛЬДИЛЬЕРЫ)
Учитель – Теперь обратите внимание на восточную часть
материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах
древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? (отвечают
ученики). Не может (Почему
не может?), значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А
восточная окраина Северной Америки к чему относится? (Верно, к области древней
складчатости). Ученики отвечают.
Учитель – А теперь сопоставим карту "Строение земной
коры" с "Физической картой Северной Америки". Не закрывая
страницу, откройте страницу атласа.
Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости?
Ученики отвечают.
Учитель: правильно, это горная цепь Кордильер.
Давайте немного отдохнем, разомнем ноги и спину и посмотрим
небольшой видеоролик
А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь
схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую
вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры. Запишите
названия форм рельефа в листочках. Какие формы рельефа соответствуют древней
платформе? Запишите названия форм рельефа в тетрадь.
Ученики заполняют схему в тетради, и такая
же схема находится на слайде как образец.
Учитель: Итак, теперь давайте проверим, что
относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к
платформе.
Какие формы рельефа соответствуют средней и новой
складчатости? (Кордильеры, Береговые хребты, Скалистые горы)
Ученики делают вывод, отвечая на вопрос: какая
существует взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и размещением
полезных ископаемых?
Ответ: древней платформе в рельефе соответствуют
равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые, средней и новой
складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные
ископаемые, древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам
Молодцы!
А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и
разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: конечно
уникален и разнообразен, но не только формами рельефа, но и полезными
ископаемыми. Посмотрите на экран!
(Показ слайдов и их комментарий):
Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами,
которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер
сползают с гор прямо в море. Кордильеры богаты как осадочными (нефть,
природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми
(руды цветных металлов, золото, урановые руды)
Аппалачи сильно
разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины
округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные
руды и каменный уголь.
В
осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много
нефти, природного газа, каменного угля.
На
севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются
месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
Вывод: В основе строения
земной коры материка Северной Америки лежит древняя Северо-Американская
платформа и складчатые пояса разного возраста. В рельефе платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам – горы. Строение земной коры повлияло на
размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые
размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых
поясах.
Учитель – но мы с вами еще не
со всеми уникальными объектами Северной Америки познакомились. Давайте
посмотрим на экран и познакомимся еще с некоторыми уникальностями материка.
(Некоторые ребята получали дополнительное задание на дом).
Пожалуйста, расскажи
нам о Долине смерти!
(Бакиров Рустам),
На юго-западе США находится огромная долина, названная
Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь
погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали
местности и не смогли отыскать выход из Долины.
(Ахматдинов
Руслан)
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая
длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то
населявшей эти пещеры.
(Кортиков Кирилл)
На материке находится и Большой каньон – огромное
ущелье глубиной до 1800
метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на
прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
(Балацко Влад)
Между хребтами скалистых гор расположено
Йеллоустонское вулканическое плато - одно из природных чудес Северной Америки,
где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников
Спасибо ребята за интересную информацию об уникальных объектах
материка! Не правда ли, как это интересно! Но есть еще одна уникальность Северной
Америки. А теперь вопрос: какая высшая точка материка находится в северной части
Кордильер и как она называется? Какова ее высота?
VI. Закрепление. 7 минут
И так, мы с вами познакомились с рельефом Северной Америки и полезными
ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколько вы
усвоили эту тему!
(учитель задает вопросы):
1. Какая часть материка относится к средней и новой складчатости(Кордильеры),
а какая к древней (Аппалачи)?
2. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Почему? (не
может, платформа – устойчивый участок земной коры)
3. Какие полезные ископаемые преобладают на территории материка? (Уголь,
нефть, золото, железные руды)
Молодцы!
А теперь, для закрепления знаний пройдем тест.
(Сначала ребята решают тест самостоятельно, а потом зачитывают
вопросы и ответы и тест проверяется на экране.)
1. К горам
древней складчатости относятся:
а) Скалистые
горы б) Береговые хребты в) Каскадные горы г) Аппалачи
2. В какой части
материка находится его высшая точка?
а) северо-запад б) северо-восток в) юго-запад г)
юго-восток
3. Стык двух
литосферных плит находится на ... материка
а) востоке б)
юге в) западе г) севере
4. Высота высшей
точки материка превышает:
а) 5000
м б) 4000
м в) 3000
м г) 6000
м
5. Какая из этих
форм рельефа находится в пределах древней платформы?
а) Кордильеры
б) Аппалачи в) Центральные равнины г) Скалистые горы
(проверка теста)
Молодцы ребята!
Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы усвоили
данную тему «Рельеф и полезные
ископаемые Северной Америки», вы должны дома прочитать параграф учебника
Домашнее задание – 2 минуты
прочитать § 30
стр. 119
Нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Учитель – Молодцы, ребята. Вы
хорошо поработали сегодня на уроке.
Выставление оценок
Рефлексия. 1
минута
Учитель – Мне очень
понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у
меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко на слайде. А теперь
давайте проверим, какое же у вас сложилось впечатление от нашего урока сегодня!
У вас на партах лежат карточки со смайликами! Пожалуйста, поднимите ту
карточку, к сюжету которой подходит ваше настроение больше!
Учитель – Сдайте тетради и листочки с выполнимыми
заданиями. Спасибо за урок!!!!